Виды управления организациями.
Поделись с друзьямиСтратегическое управление организациями
Стратегическое управление (термин появился в 60-70 гг.) – управление при котором центр внимания руководства переносится на факторы внутренней и внешней среды организации, ее окружения (поставщики, клиенты, конкуренты, гос. структуры, партнеры и т.д.).
В случае стратегического управления планируется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых результатов в будущем, исходя из предполагаемого поведения окружения. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна делать в будущем.
Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:
- анализ внешней и внутренней среды
- определение миссии (смысла существования) и
- выработка стратегии (й)
Стратегическое планирование, как правило, осуществляется на сроки более одного года. При определении стратегии руководство сталкивается со следующими основными вопросами:
- какой бизнес прекратить
- какой бизнес продолжить
- в какой бизнес перейти
- с каким бизнесом объединиться
Области выработки стратегий по М.Портеру:
- лидерство в минимизации издержек производства за счет чего снижается цена и завоевывается большая доля рынка
- лидерство в новизне продукта и специализации производства за счет чего также завоевываются неосвоенные сегменты рынка
- концентрация усилий фирмы на одном рыночном сегменте
При концентрации усилий организации на одних сегментах рынка очень важно выработать правильную стратегию по показателям “цена-качество”, особенно на новинки:
Стратегия премиальных наценок |
Стратегия глубокого проникновения на рынок |
Стратегия повышенной ценностной значимости |
Стратегия завышенной цены |
Стратегия среднего уровня |
Стратегия качественности товара |
Стратегия ограбления |
Стратегия показного бизнеса |
Стратегия низкой ценностной значимости |
Рис. 4.1 Матрица “цена-качество”
Из матрицы видно, что в зависимости от выбранного соотношения “цена-качество” фирма может развиваться в двух направлениях:
- стремиться быстро выручить большие деньги и переключиться на другой бизнес (например, за счет высокой цены и среднего качества или низкого качества и высокой цены) – стратегия снятия “сливок”
- прочно закрепиться на одном из сегментов рынка (например, за счет низкой или средней цены и высокого качества) – стратегия закрепления на рынке
Организация может формировать свою стратегию меняя только пять элементов:
- продукт
- рынок
- отрасль
- положение организации внутри отрасли
- технологию
В связи с этим существуют эталонные стратегии развития организаций:
- стратегии концентрированного роста
- стратегии интегрированного роста
- стратегии диверсифицированного роста
- стратегии сокращения
Стратегии концентрированного роста:
- Стратегия усиления позиции с уже освоенным продуктом на уже освоенном рынке (за счет маркетинговых усилий)
- Стратегия поиска новых рынков для уже производимого продукта
- Стратегия разработки нового продукта на уже освоенном рынке
Стратегии интегрированного роста:
- Стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция с поставщиками)
- Стратегия вперед идущей интеграции (интеграция с дистрибъютерами и торговыми организациями)
Стратегии диверсифицированного роста:
- Стратегия центрированной диверсификации (поиск дополнительных возможностей для изготовления новых продуктов на существующее базе старого производства; оно остается в центре бизнеса)
- Стратегия горизонтальной диверсификации (производство новой продукции по новой технологии, отличной от используемой на уже освоенном рынке)
- Стратегия конгломератной диверсификации (фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми; новые продукты реализуются на новых рынках; это самая сложная стратегия развития)
Стратегии сокращения:
- Стратегия ликвидации бизнеса
- Стратегия “сбора урожая” (сокращение закупок и затрат на рабочую силу, получение максимальных доходов в краткосрочной перспективе от продажи имеющихся продуктов)
- Стратегия сокращения (закрытие или продажа подразделений или бизнесов, которые плохо сочетаются с оставшимися)
- Стратегия сокращения расходов (разработка ряда мероприятий по сокращению затрат)
На практике организация может одновременно реализовывать несколько стратегий. В этом случае говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.
Оперативное управлениеОперативное управление осуществляется на основе стратегии (й) организации. Разрабатываются оперативные (тактические) цели и планы действий, которые должны строго исполняться и постоянно контролироваться.
Оперативное управление ведется по пяти основным направлениям:
- Финансы (финансовое планирование,
- Материально-техническое снабжение и сбыт продукции
- Персонал (найм, отбор, обучение, переобучение, оценка деятельности, повышение квалификации, ротация кадров)
- Информационное обеспечение работ (анализ внутренней и внешней среды, маркетинговые исследования и т.д.)
- Временное управление работами (построение сетевых графиков, графиков Ганта, составление расписаний движения ресурсов)
Оперативное планирование, как правило, осуществляется на срок до 1 года.
Цель оперативного управления – реализация плановых заданий и борьба с отклонениями от них. Когда происходит неожиданное отклонение результатов деятельности от плановых заданий говорят об адаптивном управлении.
Адаптивное управление
Адаптивное управление – приспосабливающееся управление к неожиданной обстановке с возможной корректировкой оперативных целей, задач и планов в зависимости от складывающейся ситуации.
Главный влияющий фактор в адаптивном управлении – это время. От умения управлять своим и чужим рабочим временем, быстро реагировать в неожиданных ситуациях зависит будущее организации, ее эффективность работы.
Адаптация может наблюдаться:
- При выводе организации из кризиса (антикризисное управление)
- При внедрении инноваций (инновационное управление)
- В случае организационных изменений
Управление по целям
Как уже отмечалось, контроль основывается на планировании. Чтобы контроль был эффективным, его следует тесно увязать с планированием. Такая увязка является существенной для обеспечения эффективности процесса управления в целом. Составление бюджета представляет эффективный количественный метод такой увязки и контроля. Но что сказать о трудовых ресурсах организации? Популярным методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управление по целям, обычно в сокращении МВО (management by objectives — МВО). Кроме того, МВО — еще и способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Иерархия целей при МВО.
Цели каждого руководителя должны обеспечивать достижение цели его непосредственного начальника. Цели вырабатываются сверху вниз — по цепи инстанций.
Управление по целям как процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов (рис. 4.3).
1. Выработка четких, кратких формулировок целей.
2. Разработка реалистичных планов их достижения.
3. Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.
4. Корректирующие меры для достижения запланированных результатов .
Выработка целей.
Первый этап — выработка целей — повторяет схему нашего обсуждения процесса планирования. После выработки высшим руководством долгосрочных и краткосрочных целей для организации и для себя лично, эти цели формулируются для работников следующего уровня в нисходящем порядке по цепи команд.
Рис. 4.3. Этапы процесса управления по целям — МВО.
На основе полученной информации каждый подчиненный мог бы подготовить набор контрольных показателей рабочего подразделения, которое он или она возглавляет. Затем руководитель отдела рассмотрел бы цели этих подразделений с каждым подчиненным и обеспечил их увязку.
Когда осуществляется процесс выработки целей, необходим двусторонний обмен
информацией, чтобы обеспечить понимание каждым человеком его конкретных целей. Кроме уяснения ожидаемых результатов работы, двусторонний обмен информацией позволяет подчиненным сообщить руководителям, что им требуется для достижения поставленных целей.
Главные области, где требуется поддержка руководителей
1. Информация
2. Уточнение отношений между уровнями полномочий и ответственности
3. Поддержка со стороны штатного персонала
4. Горизонтальная и вертикальная координация
5. Финансирование, материалы, оборудование и трудовые ресурсы
Планирование действий.
Вторым этапом процесса МВО является планирование действий.
В то время как набор задач отражает «конечные цели» управленческой деятельности, хорошо разработанные планы обеспечивают «средства» их достижения. Планирование действий связано с определением того, что, кто, когда, где и в каком количестве требуется для достижения данной цели. Это — практический способ создания связующего звена между постановкой цели и более полной программой реализации».
Разработка планов действий дает следующие преимущества:
1. Оценка практической возможности достижения целей.
2. Выявление зон потенциальных проблем и неожиданных последствий.
3. Облегчение поиска лучших и более эффективных путей достижения целей.
4. Обеспечение основы для оценки затрат и разработки бюджетов, календарных планов и ресурсов.
5. Определение того, какие рабочие взаимоотношения и поддержка требуются.
6. Выявление непредвиденных обстоятельств, которые следует учитывать для достижения целей.
Этап планирования действий разбивается на шесть стадий:
1. Определение основных задач и мер, необходимых для достижения целей. Например, к мерам, необходимым для выполнения задачи снижения издержек завода на 8% в течение следующего года, можно отнести разработку плана совершенствования производственных процессов путем инженерно-технического обслуживания и создания программы подготовки трудовых ресурсов для снижения числа невыходов на работу и повышения квалификации работающих.
2. Установление имеющих определяющее значение взаимосвязей между основными видами деятельности. Это, по существу, связано с изучением операций с общих позиций и созданием календарного плана их выполнения в надлежащей последовательности.
3. Уточнение ролей и взаимоотношений и делегирование соответствующих полномочий для выполнения каждого вида деятельности.
4. Оценка затрат времени для каждой основной операции и подоперации.
5. Определение ресурсов, необходимых для каждой операции. Существенное значение для руководства имеет определение затрат на достижение целей до начала практической реализации плана. Потребности в ресурсах обычно определяются и распределяются посредством составления бюджета.
6. Проверка сроков и коррекция планов действий. После обсуждений с подчиненными и другими руководителями часто оказывается необходимым скорректировать план действий, чтобы сделать его более реалистичным. Сроки окончания работ могут быть перенесены, ресурсы увеличены или уменьшены, графики заданий пересмотрены и т.п.
Причины неудачи программ МВО
1. Отсутствие заинтересованности и поддержки высшего руководства. Для успеха программам МВО необходима полная поддержка высшего руководства.
2. Искажение концепции. Программам МВО обычно оказывают сопротивление, если они используются в качестве «кнута» для усиления контроля над подчиненными.
3. Трудности при постановке целей. Некоторые виды работ и областей деятельности трудно объективно оценить и количественно определить.
4. Увеличение канцелярской работы. Руководители могут оказывать сопротивление реализации программы, потому что это увеличивает объем их канцелярской работы.
5. Ужесточение дефицита времени. Чтобы использовать программу МВО, руководитель должен учиться устанавливать приоритеты и эффективно использовать время.
6. Отсутствие соответствующей квалификации. У руководителей может отсутствовать необходимая квалификация для определения целей, планирования, обмена информацией и межличных взаимодействий, таких как обучение, консультация, а также передача и получение информации на основе обратной связи.
7. Отсутствие индивидуальной мотивации. Вознаграждения в явной и скрытой форме (например, премия и моральное удовлетворение) должны быть достаточными для стимулирования людей к работе.
8. Слабая интеграция с другими системами. Этапы постановки целей и проверки результатов должны сочетаться с другими мерами, например, прогнозированием, составлением бюджета и иными процессами.
9. Стратегии неуместных изменений Проектирование и реализация программы МВО должны быть тщательно спланированы. Должно быть внимательно рассмотрено какими путями система будет спроектирована и внедрена и кто будет в ней участвовать.
students-library.com
Понятие, функции и виды управления :: BusinessMan.ru
В последние несколько десятков лет обстановка в стране совсем не предрасполагала к удачному построению производственного и совсем не пощадила виды государственного управления. Кроме того, значительную роль играет средний заработок населения. После изменения государственного строя экономика переживала не самые лучшие времена. Это отразилось на значительном падении производственной и деловой активности.
Важность управления
Вне зависимости от того, какой период переживает страна, кризисный или спокойный, деятельность любых организаций требует квалифицированного управления, которое гарантирует не только развитие и эффективное функционирование, но и выживание предприятия. Кроме того, стоит отметить, что виды структур управления влияют также на взаимоотношения между организациями и принятие решений в будущем. Иными словами, от управления зависит не только сама организация, но и ее окружение. Рыночные отношения диктуют свои условия, по которым руководитель должен иметь творческое мышление, инициативность, самостоятельность, предприимчивость, а также он должен быть готов рисковать в мерах разумного.
Особенности
Основная особенность управления в наши дни ссылается на эффективность управленческих действий с учетом недостатка ресурсов, уменьшения административного влияния и регулировки производства, а также с учетом интенсификации производства. Оно должно играть свою роль в развитии рынка, стабильности ценовой политики и отношений касательно оптовой торговли.
Понятие
Управление одновременно является и элементом, и включает в себя виды функций управления, которые должны обеспечивать системе сохранение ее структуры, поддержку режима, а также реализовывать задачи и цели, необходимые для ее развития. Под управлением принято понимать совокупность процессов, которые способны обеспечить поддержку системе в конкретном состоянии или усовершенствование ее механизмов с целью улучшения ее работы, используя разработки и воздействуя на нее методом постановки задач и целей. Воздействия происходят на основании сбора, передачи и обработки информационных потоков, включая в себя управленческие решения. На этом принципе основываются понятие и виды управления. Иными словами, руководство воздействует на сотрудников так, чтобы они стремились к достижению целей, выгодных организации.
Задачи
Люди, которые представляют собой аппарат управления, должны эффективно использовать и координировать все возможные ресурсы компании, чтобы достичь целей, полезных для нее. Основная задача менеджмента – это использование опыта, навыков, интеллекта и знаний в постановке задач, позволяющих достигнуть цели организации. Она включает в себя также основные виды управления. Стоит учитывать, что все ресурсы должны быть при этом распределены рационально и максимально выгодно для общей цели компании.
Менеджмент
В качестве объекта управления можно принимать отрасли, территориальное собрание людей, воспроизводство, экономическую деятельность, ресурсы и производство. В качестве субъекта – людей, находящиеся на руководящих постах, у которых есть полномочия принимать решения. Виды структур управления разделяют по таким признакам:
— Нормативное управление – предусматривает разработку и воплощение в реальность философии компании, иными словами, проводится предпринимательская политика, которая позволяет определить позицию организации на рынке и сформировать ее общие стратегии.
— Стратегическое управление – создание стратегий, распределение их во временных рамках. При этом формируется потенциал успеха компании, проводится контроль за реализацией стратегий.
— Оперативное управление – разработка оперативных и тактических мер, способствующих практических решений, направленных на усовершенствование эффективности работы предприятия.
Принципы менеджмента
Основываясь на функциональном делении работы управления, менеджмент разделяют на такие виды: производственный, административный, кадровый, экологический, творческий и многое другое. Методами управления считаются способы работы с использованием конкретных инструментов, средств и способов управления. Они бывают социально-психологическими, экономическими и административными.
Подробное рассмотрение принципов управления
Ограниченность (целостность) отталкивается от мнения, что любая система зависит от своих элементов, но при этом ее свойства не являются свойствами этих частей. Она не сводится к ним или их сумме. У системы они свои, при этом они не отражаются ни на одном из ее элементов. Свойствами системы можно считать качество и эффективность управления.
Генетическая определенность заключается в решении проблемы методом поиска причин ее возникновения. Проходит анализ факторов, которые ее спровоцировали, и их последствий. Руководитель должен сначала определить почему это произошло, а уже дальше принимать решения, что с этим делать.
Пространственно-временные виды систем управления предполагают существование системы, которая не зависит от внешних факторов. Этот процесс важен, что видно при анализе управления транснациональных корпораций, динамики их коммуникаций во время роста и развития фирмы. Тут имеется в виду, что любая связь, неважно, внутренняя она или внешняя, любой элемент относится к определенному временному и пространственному промежутку. Важно, какое именно в это время было влияние, и как это отразилось на функционировании организации. Не менее важна история или этап, иными словами, цикличность существования системы и ее развитие. Тут требуется четкий учет всех тенденций, повлиявших на развитие.
Это помогает предвидеть подъемы и спады в развитии организации. Данный принцип используется также, когда рассматриваются виды государственного управления. Кроме того, дает возможность подготовиться к ситуациям на гране кризиса и поможет определить, когда стоит принимать рискованные решения. Главное — выделить связь между прошлым и нынешним этапом и качественно ее проанализировать.
Условность системных границ со средой извне с сохранением целостности системы — этот принцип является основным, который включают в себя виды систем управления. Граница не исчезает полностью, она является связующим звеном с более масштабной системой. Этот принцип важен тем, что он позволяет управлять не только внутренними элементами, но и брать под контроль элементы внешней среды. Практическое управление требует не только контролировать эти процессы, но и четко выделять связь между ними.
Относительность заключается в соотношении элементов и частей системы. Несмотря на переменчивость этого состояния, в определенных критериях оно статично. Этот принцип управления строится на разумном и выгодном контроле всех соотношений в системе.
Виды управления
Под понятием управления подразумеваются специальные области, относящиеся к управленческой активности, которые напрямую связывают с решением конкретных задач. Бывает общий менеджмент, под ним подразумевается виды управления организацией в целом, а также контроль над ее самостоятельными звеньями. Под функциональным менеджментом понимают управление отдельными сферами организации или ее элементами. Именно эти два вида менеджмента составляют управленческий механизм в любой организации.
Подробное описание каждого вида
Административное управление предполагает разработку и принятие решений, а также распределение задач между работниками и полное контролирование выполнения поставленных задач.
Инновационные виды управления предполагают организацию и контроль за исследованиями, принятием и распределением всех нововведений, основываясь на перспективах и целях организации, ее потенциальных возможностях и результатах опросов.
Производственное управление предполагает организацию и поставки ресурсов материального характера, подготовку производства и непосредственно его осуществление, основная цель – сохранить свойства установленных технологий и провести контроль над выполнением требований качества изготовляемой продукции.
Морально-этическое виды управления персоналом заключаются в организации подбора, предоставления необходимых знаний, распределении, оценке и стимуляции работников, кроме того, сюда входит контроль за качеством отношений в коллективе сотрудников.
Экологическое управление предполагает организацию предупреждений, недопущений и устранений последствий, посредством которых производство может нанести вред окружающей среде.
Инвестиционное управление предполагает выявление приоритетных финансовых вложений, покупок, получения доходов, выгод посредством определения эффективности проектов методом расчетов.
Креативные виды управления предполагают развитие стремлений к реализации опыта, идей, знаний посредством маркетинговых инструментов.
Стратегическое управление подразумевыает создание перспективных задач для развития организации, позволяющих увеличить ее конкурентоспособность, закрепить цели на основе долгосрочных планов, разработать программы, позволяющие достигнуть желаемого.
Антикризисное управление предполагает выявление ситуаций, способных привести к кризису, которые возникают во время работы предприятия, а также определение рисков и поиск решений, позволяющих минимизировать убытки от этих ситуаций. Оно подразумевает разработку стратегии, которая поможет организации выйти на прежний уровень и повысить свою эффективность. В качестве инструментов используются внедрение нововведений, полный анализ деятельности организации, а также обновление капитала.
businessman.ru
8. Виды управления организацией.
9. Основные признаки предприятия.
К характерным особенностям предприятия можно отнести следующее:
— Экономическая обособленность. Она проявляется, во-первых, в имущественной обособленности. Предприятие располагает собственным имуществом владельцев, а также может арендовать или на иных договорных началах использовать различные ресурсы-элементы — землю, капитал и другие. Во-вторых, предприятие имеет завершенный воспроизводственный цикл: оно мобилизует ресурсы, преобразует их и получает готовый продукт, реализует его и полученную выручку использует вновь для приобретения ресурсов. Предприятие в большинстве случаев является самовоспроизводящимся институтом. В-третьих, предприятие имеет самостоятельные экономические интересы. Конечно же, интересы наемных работников и предпринимателей не могут во всем совпадать. Но, вместе с тем, всех действующих лиц предприятия обычно объединяет наличие весомого общего интереса — произвести продукцию, продать ее и получить денежный доход.
— Технологическая обособленность. Предприятие имеет завершенный технологический цикл производства. Это означает, что его техническая или технологическая «начинка» рассчитана на осуществление технологически завершенного производственного процесса Его результатом может быть конечный товар или промежуточный продукт предназначенный для производственного потребления. Швейная фабрика, например, имеет всю необходимую технологическую комплектацию для производства мужских сорочек, не обращаясь к другому предприятию, например, за помощью по пришиванию пуговиц к этим сорочкам. Молокозавод также располагает полной технологической системой, ему нет необходимости поручать другому предприятию, например, разлив молока в пакеты.
— Юридическое оформление обособленности. Оно находит свое выражение в наличии устава предприятия (для отдельных видов предприятий — только учредительного договора), счета в коммерческом банке, ведении бухгалтерского баланса, наличии права договорных отношений и найма работников, определенной имущественной ответственности во взаимоотношениях с другими предприятиями и отдельными гражданами. Многие предприятия также стремятся разработать и зарегистрировать свой товарный знак.
— Участие в общественном разделении труда. Положение предприятия характеризуется наличием тесных хозяйственных связей с другими экономическими структурами. Предприятие выступает как специализированный товаропроизводитель и поэтому в своей деятельности испытывает большую зависимость от действий экономических субъектов. Сбыт продукции и ресурсное обеспечение — это те области деятельности предприятия, в которых оно ощущает свою наибольшую экономическую зависимость от других.
Под предприятием обычно понимают производственную единицу, производящую и реализующую определенный вид (или виды) продукции — изготовление изделий, выполнение работы, указание услуг.
10. Основные виды предприятий.
Различают четыре основных вида предприятий:
— индивидуальные
— товарищества
— акционерные общества
— унитарные предприятия
Индивидуальные предприятия — это бизнес одного человека, единоличного частного собственника. Большой стимул. Большая свобода. Стесненность в средствах.
Товарищества -это предприятие двух или более собственников, объединившихся на паях для совместного бизнеса.
Полное товарищество.
Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, имущество.
Управление полного товарищества.
Большие финансовые возможности. Меньший риск. Меньшая гибкость.
Акционерное общество — это крупное предприятие, капитал которого образуется путем объединения многих индивидуальных капиталов через продажу акций.
Унитарное предприятие это государственное или муниципальное предприятие, имущество которого является общественной собственностью.
studfiles.net
2. Типы структур управления организациями
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели — представление о предприятиях как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы: 1) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов; 2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; 3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; 4) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей; 5) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления — рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения «человека» и «должности», ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству.
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением «спускаемых сверху» решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).
Еще один изъян структур бюрократического типа — невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.
Второй упомянутый — органический — тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Новый подход отвергает представление об эффективности организации как «организованной» и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру.
В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах. Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях. Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции. В-третьих, главные интегрирующие факторы — миссия и стратегия развития организации. В-четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией. В-пятых, правила работы формулируются в виде принципов, а не установок. В-шестых, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем. В-седьмых, имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.
Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех. Наиболее значительные различия между двумя типами структур управления показаны в приложении № 1.
Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения).
Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в «чистом» виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособится к динамично меняющейся среде.
studfiles.net
2. Типы структур управления организациями
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели — представление о предприятиях как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы: 1) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов; 2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; 3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; 4) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей; 5) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления — рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения «человека» и «должности», ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству.
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением «спускаемых сверху» решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).
Еще один изъян структур бюрократического типа — невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.
Второй упомянутый — органический — тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Новый подход отвергает представление об эффективности организации как «организованной» и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру.
В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах. Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях. Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции. В-третьих, главные интегрирующие факторы — миссия и стратегия развития организации. В-четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией. В-пятых, правила работы формулируются в виде принципов, а не установок. В-шестых, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем. В-седьмых, имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.
Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех. Наиболее значительные различия между двумя типами структур управления показаны в приложении № 1.
Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения).
Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в «чистом» виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособится к динамично меняющейся среде.
studfiles.net
15. Виды организаций и их характеристика
Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей. Если попытаться сформулировать, что обычно понимается под организацией, то, прежде всего возникает мысль: понятие «организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей. Поэтому в самой простой формулировке организация — это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Существуют, однако, важные фундаментальные различия, которые приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций (рис. 3.1):
Рис. 3.1. Виды организаций
Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.
Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.
Рис. 3.2. Формальные организации
Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может быть, очень маленьких (в частности, в форме межличностных неформальных групп). Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями. Говоря о неформальных организациях, их обычно так и называют. Далее термин «организация» мы будем употреблять лишь по отношению к формальным организациям.
16. Классификация функций управления.
Функция управления – часть процесса управления, которая выделяется по содержанию или специализации работ.
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации и ее размеров, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии, от функций внутри организации и др. факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерны 4 основных функции управления, которые взаимосвязаны между собой:
1. планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению;
2. организация, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;
3. руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
4. контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.
Более подробная классификация функций управления представлена на рисунке. Частые функции в отдельных случаях могут отсутствовать.
studfiles.net
51. ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. Организационное поведение: Шпаргалка
51. ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Переходя к созданию условий для экономического роста, высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать тип управления, соответствующий особенностям и задачам этого этапа, руководствуясь своими целями.
Выбор поведения организации
Характеристика организации: Основное назначение
Тип управления – оперативный: Максимизация прибыли
Тип управления – стратегический: Максимизация прибыли с учетом интересов социума
Характеристика организации: Основной способ достижения целей
Тип управления – оперативный: Оптимизация использования внутренних ресурсов
Тип управления – стратегический: Установление динамического баланса с неопределенным и нестабильным окружением
Характеристика организации: Важность фактора времени
Тип управления – оперативный: Не самый важный фактор в конкуренции
Тип управления – стратегический: Важнейший фактор в конкурентной борьбе
Характеристика организации: Краткосрочная оценка эффективности
Тип управления – оперативный: Прибыльность
Тип управления – стратегический: Точность предвидения изменений во внутренней среде и время адаптации к изменениям во внешней среде, качество товаров и услуг
Характеристика организации: Отношение к персоналу
Тип управления – оперативный: Работники – один из ресурсов организации
Тип управления – стратегический: Работники – важнейший ресурс организации
Главным критерием при выборе типа управления организацией должно быть осуществление эффективной деятельности с одновременным планированием будущего. Зрелость организации проявляется в том, что главное внимание уделяется эффективности инноваций и стабильности, увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг, руководители выявляют новые возможности организационного развития. Все это нацелено на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение ее устойчивого положения на рынке. На стадии зрелости особенно важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, создавать временные целевые структурные единицы для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т. п.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru